Техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов

2мая 2019
Техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов
От качества работы эвакуационной инфраструктуры при возникновении чрезвычайной ситуации могут зависеть жизни людей.

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов

Фотолюминесцентные эвакуационные системы (далее - ФЭС) и элементы системы, в том числе планы эвакуации применяются:

  • в зданиях;
  • в наземных и подземных сооружениях;
  • на наземных, подземных, плавучих и воздушных транспортных средствах (например, в железнодорожных пассажирских вагонах, автобусах, поездах метрополитенов, на морских и речных судах, самолетах и т.п.);
  • на морских (речных) объектах - в целях обеспечения эвакуации и информации о правилах поведения в условиях ограниченной видимости (сумерек, задымления, тумана и т.п.) или полной темноты (аварийного отключения освещения), при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (пожара, аварии, стихийного бедствия, катастрофы, угрозы совершения террористического акта и т.п.), вызывающей необходимость эвакуации и спасения людей.

Основной характеристикой фотолюминесцентных знаков, предназначенных для обеспечения безопасного выхода людей из аварийных зон, является длительность послесвечения и четкость отображаемой информации.

В Российской Федерации выпускают фотолюминесцентный материал, способный обеспечивать время послесвечения 24 ч, что позволяет обеспечивать нормальную работу эвакуационных знаков в течение всего темного времени суток.

Благодаря единообразному международному применению общих принципов организации таких систем, люди во всех странах легко узнают и следуют указаниям о безопасном направлении эвакуации. Стандартизированные эвакуационные системы помогут спасателям, в том числе пожарным, в эвакуации людных помещений при чрезвычайных ситуациях.

Освещение маршрутов эвакуации не является объектом ФЭС, поэтому эвакуационные системы не предназначены заменять освещение аварийных выходов. Бывают ситуации, когда освещение маршрутов эвакуации не нужно, но когда, например, есть задымленность, освещение маршрутов эвакуации может быть неэффективным, а эвакуационные системы окажутся более эффективными в аварийной ситуации. Однако рекомендуется применение эвакуационных систем в сочетании с освещением маршрутов эвакуации, увеличивая эффективность всей системы.

Системы обозначения маршрутов эвакуации, выполненные фотолюминесцентными знаками, будут надежно и долго служить, а в случае необходимости эффективно выполнять свою функцию по эвакуации людей из помещений в чрезвычайных ситуациях.

Фотолюминесцентные эвакуационные системы могут состоять из разных сочетаний возможных компонентов (знаков безопасности, символов ИМО, разметки дверей эвакуационных и аварийных выходов, сигнальной разметки обозначения опасных мест, планов эвакуации), требуемая конфигурация определяется при проектировании.

В техническом задании на разработку ФЭС следует указать:

  • ожидаемое количество людей, которые будут использовать этот маршрут эвакуации;
  • тип деятельности, осуществляемой в данном здании;
  • ожидаемое время задержки перед началом эвакуации;
  • сложность маршрутов эвакуации и возможность потери ориентации при изменениях направления и перемещении на лестницах;
  • конкретные опасности, которые могут возникнуть при эвакуации;
  • наличие поэтажных планов или планов эвакуации на пути маршрутов эвакуации.

Визуальные элементы в дыму будут видны с большего расстояния видимости, если выше яркость или интенсивность элементов ФЭС.

В условиях яркого нормального освещения фотолюминесцентные знаки следует проектировать с расчетом удовлетворения требований к их фотометрическим и колориметрическим характеристикам.

ФЭС состоит из целого ряда фотолюминесцентных компонентов, включающих направляющие линии, предупреждающие знаки и указатели направления. При ярком освещении или в условиях аварийного освещения эти компоненты заметны по контрасту с поверхностью подложки или по контрасту фотолюминесцентных границ с цветами безопасности. Когда нет никакого другого внешнего освещения, все компоненты заметны благодаря своим яркостным свойствам и характерному желтовато-зеленому фосфоресцирующему цвету.

Частота и количество фотолюминесцентных компонентов, установленных в ФЭС, зависят от сложности маршрута эвакуации. Все дополнительные знаки являются визуальными подсказками в пространстве путей эвакуации, и поэтому создают дополнительный комфорт и уверенность в спасении.

ФЭС включает в себя (визуализацию) элементы, обозначающие:

  • пути эвакуации;
  • эвакуационные двери (аварийные выходы);
  • опасные места, расположенные вдоль путей эвакуации;
  • места размещения спасательных средств, средств противопожарной и противоаварийной защиты, средств связи;
  • объекты оперативного опознания.

ФЭС разрабатывают для:

  • зданий, сооружений, а также их отдельных частей, у которых площадь, вместимость и количество находящихся в них людей соответствуют нормативным показателям, установленным в нормах пожарной безопасности по проектированию систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях;
  • потенциально опасных объектов (их отдельных частей), в том числе морских (речных) объектов;
  • зданий, сооружений и объектов без естественного освещения, но при наличии искусственного освещения (в том числе подземных сооружений и объектов) площадью более 100 м;
  • особо опасных помещений и помещений с повышенной опасностью, соответствующих требованиям правил устройства электроустановок;
  • транспортных средств, перевозящих более 36 пассажиров;
  • специальных транспортных средств, имеющих на борту более 200 человек персонала.

ФЭС или элементы ФЭС применяют:

  • в случаях, если установка аварийного освещения не предусмотрена;
  • в дополнение к установленному аварийному освещению для повышения безопасности людей.

Планы эвакуации следует разрабатывать для всех зданий, сооружений, транспортных средств и объектов в соответствии с требованиями п.6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009, ГОСТ 12.1.004 (в части организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности по 3.3 и разделу 4), Правил пожарной безопасности федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, Правил и Руководств по обеспечению безопасности на море [2], [3], [4] и других нормативных документов, устанавливающих требования по защите человеческой жизни и обеспечению эвакуации.

Разработанные планы эвакуации согласовываются с территориальным подразделением федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения, в том числе в фотолюминесцентном исполнении, и вывешивания на видных местах.

Планы эвакуации используются для:

  • систематического обучения и инструктажа персонала правилам поведения на случай возможной эвакуации;
  • привлечения внимания к путям эвакуации и ориентации людей, находящихся в здании, сооружении, транспортном средстве или объекте [в общежитиях, гостиницах, больницах, пассажирских вагонах, морских (речных) судах и т.п.], в целях организации эвакуации и спасания при возникновении чрезвычайной ситуации;
  • проведения аварийно-спасательных работ в процессе ликвидации чрезвычайной ситуации.

Элементы ФЭС по смысловому значению (функциональному назначению) подразделяют на запрещающие, предупреждающие, предписывающие и указательные.

Требования к размещению элементов фотолюминесцентной эвакуационной системы оказывает влияние, высоко- и низкорасположенные компоненты, которые являются основными визуальными компонентами ФЭС.

Требования к планам эвакуации:

  • Планы эвакуации могут быть этажными, секционными, локальными и сводными (общими).Этажные планы эвакуации разрабатывают для этажа в целом. Секционные планы эвакуации следует разрабатывать:

— если площадь этажа более 1000 м;   —

— при наличии на этаже нескольких обособленных эвакуационных выходов, отделенных от других частей этажа стеной, перегородкой;

— при наличии на этаже раздвижных, подъемно-опускных и вращающихся дверей, турникетов;

— при сложных (запутанных или протяженных) путях эвакуации.

  • Вторые экземпляры этажных (секционных) планов эвакуации, относящихся к одному зданию, сооружению, транспортному средству или объекту, включают в сводный (общий) план эвакуации для здания, сооружения, транспортного средства или объекта в целом.

Сводные планы эвакуации следует хранить у дежурного и выдавать по первому требованию руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации.

Локальные планы эвакуации следует разрабатывать для отдельных помещений (номеров гостиниц, общежитий, больничных палат, кают пассажирских судов и т.п.).

При проведении работ по реконструкции или перепланировке здания, сооружения, транспортного средства, объекта в план эвакуации должны быть внесены соответствующие изменения.

Планы эвакуации должны состоять из графической и текстовой частей. Графическая часть должна включать в себя этажную (секционную) планировку здания, сооружения, транспортного средства, объекта с указанием:

путей эвакуации;

  • эвакуационных выходов и (или) мест размещения спасательных средств;
  • аварийных выходов, незадымляемых лестничных клеток, наружных открытых лестниц и т.п.;
  • места размещения самого плана эвакуации в здании, сооружении, транспортном средстве, объекте;
  • мест размещения спасательных средств, обозначаемых знаками безопасности и символами ИМО;
  • мест размещения средств противопожарной защиты, обозначаемых знаками пожарной безопасности и символами ИМО.

Цветографические изображения знаков безопасности, символов ИМО и знаков безопасности (символов) отраслевого назначения на планах эвакуации должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 12.4.026, Резолюций ИМО А.654 (16) [4], А.760 (18) [3] и нормативным документам отраслевого назначения.

Знаки безопасности и символы допускается дополнять цифровыми, буквенными или буквенно-цифровыми обозначениями.

Высота знаков безопасности и символов на плане эвакуации должна быть от 8 до 15 мм, на одном плане эвакуации они должны быть выполнены в едином масштабе.

При необходимости конкретизации признаков (технических характеристик) средств противопожарной защиты, обозначаемых на планах эвакуации, допускается применять условные графические обозначения по ГОСТ 28130.

Для знаков безопасности, символов и условных графических обозначений должны быть даны пояснения их смыслового значения в текстовой части плана эвакуации.

На этажных планах эвакуации в графической части должен быть указан номер этажа.

В текстовой части следует излагать:

  • способы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии и др.);
  • порядок и последовательность эвакуации людей;
  • обязанности и действия людей, в том числе порядок вызова пожарных или аварийно-спасательных подразделений, экстренной медицинской помощи и др.;
  • порядок аварийной остановки оборудования, механизмов, отключения электропитания и т.п.;
  • порядок ручного (дублирующего) включения систем (установок) пожарной и противоаварийной автоматики.

Текстовая часть планов эвакуации должна содержать инструкции о действиях в условиях чрезвычайной ситуации (при пожаре, аварии и т.п.), дополненные для наглядности знаками безопасности и символами.

Размеры планов эвакуации выбирают в зависимости от его назначения, площади помещения, количества эвакуационных и аварийных выходов:

  • 600х400 мм - для этажных и секционных планов эвакуации;
  • 400х300 мм - для локальных планов эвакуации.

Пути эвакуации, ведущие к основным эвакуационным выходам, следует обозначать сплошной линией зеленого цвета с указанием направления движения.

Пути эвакуации, ведущие к запасным эвакуационным выходам, следует обозначать штриховой линией зеленого цвета с указанием направления движения.

Планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов.

Фон плана эвакуации должен быть желтовато-белым или белым для фотолюминесцентных материалов.

Надписи и графические изображения на плане эвакуации (кроме знаков безопасности и символов) должны быть черного цвета независимо от фона.

Шрифт надписей на плане эвакуации - по ГОСТ Р 12.4.026. Высота шрифта - не менее 5 мм.

Планы эвакуации следует вывешивать на стенах помещений и коридоров, на колоннах и в строгом соответствии с местом размещения, указанным на самом плане эвакуации.

Размещение элементов фотолюминесцентной эвакуационной системы на объектах метрополитена и транспортных средствах

Углы стен, колонны и ограничительную линию вдоль края платформ на станциях метрополитена следует обозначать сигнальной разметкой с чередующимися полосами черного и желтовато-белого (белого) цветов, расположенными прямо (вертикально или горизонтально) или наклонно под углом 45° - 60°, или линиями.

Обозначение элементами ФЭС переходов между станциями метрополитена следует выполнять так же, как обозначения коридоров и лестниц.

Эскалаторы следует обозначать элементами ФЭС так же, как лестницы в соответствии с требованиями.

Металлические турникеты при входе на лестницу эскалатора обозначают сигнальной разметкой с чередующимися полосами черного и желтовато-белого (белого) цветов, расположенными прямо (вертикально или горизонтально) или наклонно под углом 45° - 60°.

Цветографические изображения и надписи на объемных знаках безопасности с внутренним или внешним электрическим освещением, размещаемые на объектах метрополитена и в подземных сооружениях, рекомендуется выполнять с применением фотолюминесцентных материалов.

Вагоны электропоездов и пассажирские вагоны поездов должны быть обустроены элементами ФЭС таким образом, чтобы пассажиры имели возможность:

  • ориентироваться в темном вагоне при аварийном отключении освещения;
  • читать вывешенные в вагоне инструкции о действиях в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
  • определять при необходимости места размещения средств противопожарной защиты, переговорных устройств, средств индивидуальной защиты и т.п.;
  • передвигаться по составу к головному или хвостовому вагону.

Визуальное усиление

Предупреждающие знаки и указатели направления следует размещать через промежутки, достаточные для обеспечения постоянства и непрерывности информации.

Частота размещения и визуальное усиление указателей направления на верхнем, среднем и нижнем уровнях должны определяться анализом риска.

Указатели направления, при их низком расположении, должны быть включены или находиться рядом с направляющими линиями. Там, где осуществимо, знаки направления, находящиеся на верхнем и среднем уровнях, должны дублироваться на нижнем уровне.

Нижнее размещение должно быть главным для направляющих линий, дающих перспективный обзор до 30 м так же, как и указатели направления до расстояний наблюдения в 5 м.

Дополнительную разметку маршрута эвакуации и направляющие линии допускается размещать на высоте до 1,20 м от пола, давая визуальное усиление и помогая в распознавании направляющих рельсов, перил или других архитектурных элементов вдоль маршрута эвакуации. Это увеличивает видимость маршрута эвакуации при средних расстояниях наблюдения приблизительно на 10-20 м.

Высокорасположенные предупреждающие знаки и указатели направления следует располагать так, чтобы обеспечивать визуальное усиление на средних и дальних расстояниях наблюдения между 10-30 м и чтобы указывать на изменение направления маршрута эвакуации или на промежуточные и конечные пункты сбора маршрута эвакуации, и они должны быть установлены на всех дверях аварийных выходов на маршруте эвакуации и на конечном выходе.

Визуальное поле между 1,20 и 1,80 м на стенах вдоль маршрута эвакуации можно использовать для визуального усиления информации о направлении при средних расстояниях наблюдения приблизительно 10-20 м.

Цвет, форма и графические символы предупреждающих знаков должны отвечать требованиям ГОСТ Р 12.4.026. Все компоненты активированной ФЭС должны иметь контраст яркости по отношению к окружению не менее трех при всех запланированных условиях работы.

Конечные и промежуточные пункты назначения на маршруте эвакуации, такие как эвакуационные и аварийные выходы по дороге и площадки сбора (убежища), должны быть особенно четко выделены с помощью компонентов ФЭС.

ФЭС должна исключать предоставление альтернативных путей следования, могущих вызывать неопределенность и неуверенность при эвакуации. Если расстояния у альтернативных маршрутов равные, следует помещать указания (призывы) использовать оба пути, размещая направляющие знаки на некотором расстоянии от точки расхождения равных путей.

Частота размещения указателей направления на верхнем, среднем и нижнем уровнях должна быть увеличена в тупиковых участках, чтобы не допускать людей в тупик по маршруту эвакуации.

Общая информация для публики и знаки, относящиеся к внутренней организации здания, должны быть второстепенными и заметно отличаться по цвету от компонентов ФЭС на протяжении всего маршрута эвакуации.

Примечание - Это достигается увеличением размера, частоты размещения и яркости у компонентов ФЭС или уменьшением размеров и яркости потенциально конкурирующей информации.

В многоэтажных зданиях ФЭС должна включать в себя систему обозначения нумерации этажей на всех лестничных клетках. На каждом этаже или в главном коридоре, ведущем к эвакуационным выходам, должен быть план этажа, помогающий ориентироваться.

Местонахождение пожарного и аварийного оборудования вдоль или рядом с маршрутами эвакуации должно быть обозначено соответствующими знаками согласно ГОСТ Р 12.4.026.

Последовательное и четкое применение знаков маршрутов эвакуации и указателей направления

В соответствии с настоящим стандартом ФЭС должна использовать знаки безопасности, приведенные для эвакуационных и аварийных выходов, и применять соответствующие дополнительные знаки стрелки для указания направления. Все знаки выхода на дверях эвакуационных выходов на маршрутах эвакуации должны использовать знак направленной вверх стрелки, означающий "Отсюда дальше и вперед"

Направление, указываемое стрелкой, используют исключительно для обозначения направления движения при эвакуации. Знаки маршрута эвакуации, указывающие направление движения, следует применять исключительно для обозначения направлений, по которым должны следовать люди. Графический символ в знаке направления на верхнем, среднем и нижнем уровнях следует всегда использовать в сочетании с соответствующей стрелкой.

Точное значение указателя направления всегда зависит от места установки. Особое внимание должно быть обращено на изменение направления движения, на обозначение промежуточных дверей, через которые люди проходят вдоль маршрута эвакуации и на маршруте эвакуации, требующие перехода на верхний уровень в здании.

Знаки маршрута эвакуации и указателей направления к ближайшему выходу или площадке безопасности

За ожидаемый период эксплуатации знаки маршрута эвакуации и указателей направления должны давать четкую, заметную и однозначную информацию о направлениях, видную со всех возможных мест маршрута эвакуации и с прилегающих участков. Эти знаки маршрута эвакуации и указателей направления должны следовать вплоть до безопасных участков или площадок сбора. Чтобы исключить замешательство и неуверенность, визуальная презентация направляющих линий должна быть как можно более непрерывной, а количество мест разрыва минимальным.

Компоненты системы указания направления должны быть расположены так, чтобы помочь избежать возможных рисков для людей.

Высокорасположенные знаки выхода должны быть установлены на всех выходах, предназначенных для использования в чрезвычайных ситуациях, а также там, где необходимо, вдоль маршрута эвакуации, для указания направления к следующему выходу, безопасному участку, площадке сбора, а также, чтобы указывать положение маршрута эвакуации для людей в прилегающих участках. Там, где в пределах видимости невозможно прямое наблюдение знака эвакуационного выхода, должны быть указатели направления к выходу, чтобы помогать движению к эвакуационному выходу. Максимальное расстояние между знаками маршрута эвакуации должно быть 5 м.

Указатели направления могут быть укреплены на стене или подвешены для обеспечения точной информации о направлении. Напольные указатели направления должны быть такими, как на рисунке 3.

Дополнительная информация, такая как расстояние до выходов и разметка второстепенного пути, может быть включена в направляющие линии.

Размер указателей направления на низкорасположенных направляющих линиях должен быть таким же, что и направляющие линии пути, не менее 50 мм.

Низкорасположенные направляющие линии с информацией о направлении должны быть размещены в дополнение к высокорасположенным знакам вдоль всего пути для его четкого обозначения. Разрывы не должны превышать 0,2 м, если только вдоль маршрута эвакуации нет дверей; в противном случае напольная или настенная направляющая линия может быть прервана с максимальным разрывом 1 м, или эти линии должны быть продолжены обводом на полу перед дверью. Створки дверей никогда не должны помечаться направляющей линией.

Максимальная высота низкорасположенных знаков должна быть выше уровня пола на 0,4 м. Если низкорасположенная направляющая линия прерывается, ее можно продолжить на полу на протяжении этого разрыва.

Указатели направления, как показано на рисунках 1 и 2, должны быть расположены с максимальными интервалами через каждые 5 м, а в критических точках, - как перекрестки и изменения направления, и чаще - вдоль всей длины направляющей линии.

Указатели направления могут находиться прямо на стене, когда напольная направляющая линия находится не более чем на 0,5 м от стены. В этом случае положение указателя направления должно быть не выше 0,4 м от пола.

Желательно наносить направляющие линии по обеим сторонам маршрута эвакуации. На маршруте эвакуации шириной до 2 м направляющую линию достаточно наносить на одной стороне. Линия может располагаться на полу или стене. В помещениях или открытых пространствах маршруты должны быть размечены направляющими линиями по обеим сторонам, или направляющая линия должна быть использована для обозначения пути движения через этот участок.

Двери эвакуационных и аварийных выходов вдоль маршрута эвакуации и конечные двери эвакуационного выхода должны быть обозначены разметкой полосками фотолюминесцентного материала на рамах шириной не менее 25 мм.

Должен быть четко определен участок размещения механизма открывания двери, способ и направление его открывания, установлен знак, указывающий, как открывается дверь.

Если указатель направления включен в систему разметки двери, он должен находиться на высоте ручки.

Примечание - Это может быть осуществлено разметкой дверных косяков, ручки и других деталей механизма открывания двери.

Предупреждающие знаки для противопожарного оборудования и аварийного оборудования, приборы связи, предназначенные для использования в чрезвычайных ситуациях, должны быть размещены там, где находится данное оборудование, место размещения огнетушителя дополнительно может быть обозначено световым фотолюминесцентным экраном, пожарный кран по периметру должен быть обозначен фотолюминесцентной лентой шириной не менее 25 мм (см. рисунки А.6, А.7, приложение А).

Для обозначения сущности и расположения источников опасности на маршруте эвакуации, такие как электрические приборы или баллоны со сжатым газом, выступы стен, столбы и мешающие детали, должны быть снабжены соответствующими предупреждающими знаками в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026.

Направляющая линия должна вести людей, обходя препятствия и любые выступающие архитектурные детали.

Участки, предназначенные для сбора людей, должны иметь соответствующий знак безопасного местонахождения. Указатели направлений должны выводить людей наружу от выходов, пожарных выходов и аварийных выходов к площадке сбора.

Если имеются маршруты эвакуации, предназначенные специально для людей с ограниченными физическими возможностями, они должны иметь именно такие специальные надписи. Если есть убежища и спецоборудование для помощи этим лицам, они должны быть специально обозначены.

Дополнительную фотолюминесцентную напольную разметку в виде следов ног, шевронов или точек допускается использовать для придания перспективы ведущему вдаль пути эвакуации. Эти элементы должны быть расположены в пределах пути эвакуации, но не должны заменять указатели направления, приведенные на рисунках 2 и 3, относящиеся к направляющим линиям.

Разметка лестниц и пандусов

В дополнение к направляющим линиям, показывающим угол наклона лестницы или пандуса, подступеньки и (или) бока ступеней должны быть помечены фотолюминесцентным материалом, дающим перспективу и контур всем ступенькам или пандусу. Дополнительная разметка может находиться на перилах и балюстраде, и на каждом повороте. Для многоэтажных лестничных клеток фотолюминесцентный знак должен быть помещен на каждой площадке этажа, указывая название лестницы, номер этажа, возможность обратного входа и, если нет, ближайший этаж выше или ниже, где возможен обратный вход.

Каждый край проступи должен быть отмечен полоской фотолюминесцентного материала шириной не менее 20 мм. Такая разметка должна быть выполнена для предотвращения спотыкания или проскальзывания.

Установленные на стене перила должны быть выделены фотолюминесцентным материалом. Центральные перила допускается размечать по перилам или вертикальным стойкам.

Фотолюминесцентные знаки, сообщающие информацию относительно надлежащих действий в аварийных случаях, планов маршрута эвакуации, обязательных объявлений и инструкций, могут быть установлены для обеспечения дальнейшей визуальной информации и являться источником света в темном окружении.

Смотрите также:

ПРОТИВОДЫМНЫЕ СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ 02.05.2019 ПРОТИВОДЫМНЫЕ СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ
ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОДЫМНЫХ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ
Охранно-пожарная сигнализация 25.04.2019 Охранно-пожарная сигнализация
Охранно-пожарная сигнализация. Виды охранно-пожарной сигнализации. Виды и типы пожарных датчиков. Монтаж охранно-пожарной сигнализации и особенности проектирования
Противопожарные двери 02.05.2019 Противопожарные двери
Противопожарная дверь — дверь, обеспечивающая защиту помещений от распространения дыма и огня пожара.
Электротехническая экспертиза 02.05.2019 Электротехническая экспертиза
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА. Что такое электротехническая экспертиза? Кто может её проводить и зачем?
×
ООО "Стрелец"